О газете

Архив номеров

Идет работа

Ссылки

Обновления

Главная страница



Номера 2002 г.

Предыдущий номер

Следующий номер

Метростроевец №18 (13044)
17 мая 2002 г.

Сегодня в номере:

Рассказываем о коллективе СМУ-11, который 1 апреля отметил свой тридцатилетний юбилей.
На снимке звено электрогазосварщиков и электрослесарей из комплексной бригады Анатолия Курова. В центре - ветераны СМУ-11 Вячеслав Митрофанович Брачков и Владимир Павлович Штельмах, окруженные их учениками, молодыми метростроевцами недавнего набора. Вячеслав Митрофанович (слева) всегда был общественником, в свое время руководил комсомольской организацией СМУ-11. Он из тех, кто создает в коллективе боевое настроение, увлекает молодежь на достижение высоких показателей в труде. Владимир Павлович Штельмах, звеньевой - великолепный сварщик.
Фотографии для этого номера сделал Александр Попов.

Поздравляем с 30-летием

Дорогие товарищи! От имени многотысячного коллектива Московского Метростроя и от себя лично поздравляем вас с тридцатилетием со дня организации строительно-монтажного управления №11. За эти годы вашим упорным и творческим трудом построены новые линии Московского метрополитена с прекрасными станциями "Тушинская", "Медведково", "Новогиреево", "Нагорная", "Царицыно", "Ясенево", транспортные сооружения на Московской кольцевой автодороге и на Третьем транспортном кольце, тысячи квадратных метров жилья для метростроевцев, реконструирован оздоровительный лагерь "Юный метростроевец" в Балабанове. В настоящее время ваш коллектив успешно трудится на строительстве станции "Бульвар Дмитрия Донского", где вы являетесь генеральным подрядчиком. В этот праздничный день примите от нас искренние пожелания крепкого здоровья, благополучия, большого личного счастья и новых трудовых успехов.
Генеральный директор ОАО "Мосметрострой" Г.Я.Штерн
Председатель Теркома профсоюза работников ОАО "Мосметрострой" А.Н.Родионов

Актуальное интервью

Бронепоезд СМУ-11

В пятницу, 29 марта, руководство СМУ-11 поздравило свой коллектив с наступающим 1 апреля юбилеем - 30 летием создания этой организации. По мере окончания работ в красный уголок душкомбината на строительстве станции "Бульвар Дмитрия Донского", где уже царила праздничная обстановка, приходили освободившиеся бригады, их встречали, поздравляли, вручали юбилейные значки, сделанные специально к этой дате по эскизу работника СМУ-11 Леонида Муравника.
На стройке горячая пора, "Бульвар Дмитрия Донского", детище СМУ-11 - пусковой объект года, так что дел у всех "выше крыши". И все же о своем 30 летии не забыли, отпраздновали, позаботились о каждом труженике.
А в понедельник, 1 апреля, юбиляров с самого утра поздравляли коллеги из других метростроевских организаций - приезжали в контору СМУ-11 с цветами и подарками, говорили много хорошего об этом замечательном коллективе.
Наш корреспондент встретился с директором СМУ-11 С.С.Ухановым, чтобы задать ему несколько соответствующих событию вопросов. - Сергей Сергеевич, 30 лет - это история целого поколения метростроевцев. У вас ведут летопись былого и современности? - Такая летопись ведется и хранится. Были, да и теперь есть у нас энтузиасты, которые собирают фотографии пусковых объектов, пишут тексты о достижениях коллектива. Но 30-летний юбилей отметила именно эта организация - СМУ-11. Конечно, не на пустом месте мы появились, если "копать" глубоко, то наши корни уйдут в историю Строительной конторы № 2, преобразованной затем в СУ-702, и тогда возраст наш будет значительнее. Но суть в том, что после создания СМУ-11 СУ-702 еще какое-то время существовало, так что дату 1 апреля 1972 года можно с полным правом считать днем рождения нового подразделения Московского Метростроя.
- И все же специфика СУ-702 должна была как-то сказаться на характере работ СМУ-11, хотя бы на первых порах?
- До этого коллектив СУ-702 занимался объектами промышленно-гражданского строительства, то есть возводил в основном жилье для работников Метростроя, детские сады, реконструировал цехи 5-го завода, корпуса автобаз №3 и №4. А уже с 1 апреля 1972 года, когда было образовано СМУ-11, ему сразу поручили сооружение метрополитеновских объектов. Начинали с первой нашей станции метро, "Тушинской". И как строительно-монтажное управление свое боевое крещение СМУ-11 получило именно на "Тушинской", полностью сборной станции мелкого заложения. Начальником участка там был Александр Алексеевич Евтихин. Мы потом и под землю, естественно, ушли, делали перегонные тоннели на Калининском, на Серпуховском радиусах, щитовую и буровзрывную проходки освоили досконально, стволы сами сооружали. И вместе с тем работали на промышленно-гражданских объектах, реконструировали пионерский лагерь поднимали совхоз в Износках - подсобное хозяйство Московского Метростроя. Единственное, что мы не делали в метростроении - станции глубокого заложения. Конечно, у нас работают универсалы. Универсальное у нас СМУ.
- Вы хорошо знаете историю своей организации...
- Ну а как же. Первым начальником СМУ-11 был Казимир Станиславович Янчевский, до того работавший главным инженером в СМУ-8. Он создавал эту организацию, набирал комсомольско-молодежный коллектив. Ездили в армейские части, призывали солдат после демобилизации заняться строительством московского метро. Очень много тогда пришло к нам молодых ребят. Их отправляли в техшколу и техникум проходить "курс молодого бойца". Из старых СМУ приглашали где одного, где двоих опытных специалистов - обучать новичков практическим навыкам проходки. Замом у Янчевского был Вадим Борисович Истомин, много помогал ему в становлении организации. Начальник тщательно подбирал себе команду инженеров, преданных и симпатичных ему людей. Так все начиналось. А со временем мы воспитали и выучили в коллективе своих специалистов. И с инженерно-техническим персоналом не было проблем, инженеров давали ежегодные выпуски в МИИТе и Горном институте.
- Хотелось бы узнать, какова ваша роль в этой части истории.
- Когда строилась "Тушинская", я еще учился, в СМУ-11 пришел из МИИТа 8 августа 1977 года Начинал сменным инженером на первой очереди строительства депо "Новогиреево". Затем год готовил к сдаче вторую у СМУ-11 станцию метро, "Медведково". Прошел там "пусковую школу" А в конце марта 1979 года меня забрали в армию. Служил в отдельном мостовом батальоне офицером железнодорожных войск, где, практически, исполняя обязанности главного инженера батальона, строил вторые пути дороги Междуреченск - Абакан мосты, водопропускные трубы, железнодорожное полотно. Когда, отслужив, вернулся в СМУ-11, взяли начальником смены.
Как видите, если организации нашей 30 лет, то я работаю в ней 25. Почти с начала.
Янчевский тогда ушел в главк, его место занял главный инженер, Борис Борисович Францкевич, а в 1981 году начальником СМУ-11 стал Александр Алексеевич Евтихин, совершенно особый руководитель. Он был настолько предан метростроению, что никому пощады не давал, ни себе, ни остальным. Требо вал, чтобы все вовремя выполнялось, и на себя брал многое, работал без устали. И коллег подобрал под себя, подвижных, инициативных. Люди, любящие работать, тянутся туда, где им интересно, поэтому вокруг Евтихина сгруппировался костяк буквально отборных специалистов. С его приходом коллектив пошел в сильный рост и добивался очень хороших результатов. Очень профессиональные были у нас начальники участков и сменные инженеры.
В то время я работал начальником участка, потом Евтихин взял меня главным инженером, и так мы с ним три года вместе сражались за авторитет СМУ-11. А 26 ноября 1988 года Александра Алексеевича не стало.
Вот с той поры, с декабря 88-го года я руковожу СМУ-11. В этом году будет 14 лет.
- Выходит, практически почти вся история СМУ-11 совершалась на ваших глазах, с вашим участием, и не лучшие, скажем так, времена вы пережили вместе. Сильно изменилось предприятие за это время?
- Тогда, в пору интенсивного метростроения, у нас, кроме всего прочего, был один крупный участок, который занимался только горнопроходческой работой. Сейчас этих специалистов, сооружавших тоннели глубокого заложения, практически не осталось. И структура СМУ-11, естественно, изменилась, потому что нам уже давно проходку не поручали. Участки глубокого заложения имеют очень обширную обслугу, и чтобы их содержать, нужны постоянная загрузка, постоянный заработок. А когда объемы на Московском Метрострое были свернуты и даже чисто проходческим, специализирующимся на подземке организациям, таким как СМУ-7, СМУ-8, СМУ-5, часто не хватало работы, естественно, эта отрасль просто у нас отмерла. Люди переквалифицировались, а потом постепенно состарились. В начале, в 72-м году мы встретились комсомольцами, нам было по 22-23 года. А сегодня у нас 2002 год. Прибавьте к 22-м еще 30, будет 52, а в таком возрасте проходчики на пенсию идут, их уже под землю посылать нельзя. Только, к сожалению, обстоятельства сложились так, что на смену к ним никто не пришел.
Печально конечно, что за ними никого нет Они же раньше кого то обучали, воспитывали, и когда поколения сменяюсь, приходили на смену ге, кго, в принципе уже был профессионально подготовлен к такой работе. А сейчас получается большой разрыв, и если кто-то уходит, то практически после себя смену проходчиков уже не оставляет.
Мы пережили и еще продолжаем переживать такое бурное время, копа все рушится, уже разрушено. Теперь, если понадобится вновь заняться проходкой, надо будет все это воссоздавать, и надо еще продумать - как. Потому что одно дело, допустим, научить человека крючком вязать арматуру, сооружать элементарную опалубку, заливать в нее бетон. И совсем другое - выучить специалиста, который может строить подземные дворцы глубокого заложения. Это, поверьте мне, требует не одного года практического труда. А сейчас нет даже возможности дать людям такую практику.
- Вы надеетесь, что СМУ-11 еще могут поручить глубокую проходку?
- Я думаю, что нам уже такие участки не дадут Метро в Москве выходит на поверхность. Это тоже своего рода политика. Вы понимаете, одно дело, когда метрополитен нес двойную нагрузку, мог использоваться не только как транспортное сооружение, но и как защитное сооружение, мощное бомбоубежище. Это было, но сейчас уже прошло, к тому же в центре столицы осталось доделать совсем немного объектов метрополитена глубокого заложения, и выход его на окраинах города ближе к поверхности логичен и оправдан по многим параметрам.
- А вот скажите, Сергей Сергеевич, изменился ли коллектив СМУ-11 за эти тридцать лет? Я имею в виду чисто человеческие качества ваших сотрудников.
- Да, СМУ теперь отличается от того, что было в начале. Надо, правда, какие-то временные рамки определить. Я, например, могу отследить это полностью с 77-го по нынешний год. Разница между тем и другим в том, что остались у нас самые преданные. Самые лучшие, самые опытные, самые метростроевские.
Нам очень ценно такое изменение коллектива, и чтобы и здесь не прерывалась преемственность, мы постоянно ищем подобных, преданных работе людей. Последние два года стали у нас такие инженеры появляться. Правда, не из базовых для нашей профессии МИИТа и Горного института. Приходят из политехнических институтов, где изучали горные специальности. Среди них переселенцы встречаются. Это особый народ, дорожащий полученной возможностью работать и зарабатывать. Стараются ребята. Хорошо, что мы ими занимаемся.
- Сегодня у вас один главный объект, станция "Бульвар Дмитрия Донского". Вроде бы привычное вашему коллективу сооружение, на поверхности. Почему этому участку уделяется столько внимания и сил?
- "Бульвар Дмитрия Донского" - самая главная, основная наша забота, итог нашего тридцатилетия, первая станция за кольцевой дорогой, первая станция уникальной конструкции, к тому же теперь ставшая пересадочным узлом с одной линии, Серпуховско-Тимирязевской, на другую, Бутовского метрополитена, который соединит жилые массивы Северного и Южного Бутова. Если рассматривать лишь в строительном аспекте, в конструкциях ее ничего сложного нет. А если рассматривать в части организации ее строительства - это очень сложно. Дело в том, что когда вы строите станцию обыкновенную, не пересадочную, у вас технологии и организация строительства как бы привязаны проектировщиками и определены геологическими и гидрогеологическими условиями. И вот она практически готова, на 95 процентов отстроена, и вдруг на чертежах появляется то, чего не должно быть - дополнительные станционные тоннели, на которые поезда будут приходить по Бутовской линии. Значит, надо расширить котлован, с учетом параметров этих тоннелей и организации работ - на 8 метров в каждую сторону. А там, оказывается, находятся коммуникации, Которые в свое время туда переложили, чтобы очистить место для строительства станции Серпуховско-Тимирязевского диаметра. И прежде чем расширять котлован, надо придумать, как СМУ-9 должно его разработать и как нам его закрепить, чтобы они могли его разрабатывать. Тем более что там гидрогеологические условия очень непростые, очень водонасыщенные пласты, все время приходится заниматься водопонижением. И еще сложность была в том, что станцию в свое время законсервировали, и два года она простояла затопленной.
Вот такими проблемами нам приходится заниматься в юбилейном году, причем - за несколько месяцев до сдачи станции в эксплуатацию.
- Знаю, с какой гордостью метростроевцы относятся к своим организациям. Знаю, что в СМУ-11 уровень такого вида патриотизма не ниже, если не выше. Скажите, чем он обоснован, на что опирается?
- Обоснован он личным мастерством каждого и общими достижениями Худо бедно, за 30 лет мы построили 13 станций, и поверьте, не каждая организация может похвалиться таким количеством объектов. (На мою долю пришлось 12 станций, потому что я "Тушинскую" не строил.) "Тушинская", "Медведково", "Новогиреево", "Ленино" (ныне "Царицыно"), "Коньково", "Ясенево", "Нагорная" - буквально во всех концах столицы, и сейчас "Бульвар Дмитрия Донского" за МКАД. Наше СМУ было очень большим, коллектив насчитывал около 600 человек. Всегда одна станция находилась в работе, одна в заделе. Пуск на пуске - потому что мы хорошо умели и умеем строить. И очень много мы помогали другим: "Улица Подбельского", "Дмитровская", "Крылатское", вестибюли, СТП, венткамеры, Третье кольцо - мы брали подряды огромными кусками и тщательно специализировались на этих объектах, подстраивая под специфику бригады монтажников, плотников, бетонщиков, арматурщиков, отделочников. Да, отделочников, потому что раньше то что видит пассажир, отделывало УСР, а все служебные помещения - сами строители, со станции на станцию переходили наши штукатуры и маляры. Сейчас объемы сократились, и УСР выполняет всю отделку.
Люди гордятся памятью о тех, кто вкладывал свою душу в работу и учил тому же находящихся рядом. Кто верил в них и продолжает верить.
И люди гордятся тем, что их мастерство, их опыт, их уверенность в себе - всегда при них. Какие бы ни происходили перемены в метростроении, при необходимости они вернут свое мастерство и справятся с любым заданием. Бронепоезд СМУ-11 стоит на запасном пути в полной готовности.
Беседу вел В.Мелик-Нубаров

На снимке: Александр Алексеевич Евтихин. Он был начальником СМУ-11 с 1981 по 1988 год.

Только факты

* В СМУ-11 на 1 апреля 2002 года работало 280 человек. Из них с высшим образованием - 30 человек, со средним специальным - 37 человек.
* Со дня основания организации трудятся 24 человека.
* Большой отряд строителей за годы существования СМУ-11 награжден правительственными орденами и медалями. В настоящее время работают 17 человек, имеющих награды. В их числе бригадир проходчиков Сергей Федорович Беляков (орден Трудовой Славы III степени), горный мастер Владимир Федорович Ивлев (орден "Знак Почета"), слесарь Леонид Сергеевич Сизов (орден Трудового Красного Знамени), изолировщица Зинаида Трофимовна Дунина (орден "Знак Почета"), бывший бригадир проходчиков комсомольско-молодежной бригады, ныне председатель совета ветеранов Владимир Степанович Бобров (ордена Трудового Красного Знамени и "Знак Почета"), заместитель главного инженера Борис Гаврилович Хлиманков (орден "Знак Почета").
* Директор ДО СМУ-11 Сергей Сергеевич Уханов - заслуженный строитель Российской Федерации; бригадир слесарей-монтажников Анатолий Сергеевич Куров - лауреат премии Ленинского комсомола, присужденной ему в 1980 году.
* Три человека, работающих в СМУ-11, учатся в вузах: проходчик Игорь Юрьевич Чибисов - в Горном университете; сменный маркшейдер Юлия Николаевна Ткаченко и электросварщик Игорь Витальевич Рак - в Московском государственном открытом университете,

Строители Московского метро

Людмила Николаевна Голикова, электросварщица СМУ-11, работает в коллективе с первых лет его основания. Пришла по распределению из ПТУ-46 города Звенигорода. И осталась на всю жизнь. Станций на ее счету ровно столько, сколько их на счету СМУ. Сегодня она на "Бульваре Дмитрия Донского". Никогда не отказывается и от общественной работы, Людмила Николаевна - член профкома. В прошлые годы возглавляла комсомольскую организацию СМУ, четырнадцать лет - народный заседатель Хамовнического нарсуда.
Великолепный сварщик - такую характеристику дают в СМУ Владимиру Павловичу Штельмаху, который пришел в СМУ-11 в 1972 году из рядов Советской армии и начинал на "Тушинской" проходчиком. Через два года он освоил профессию злектрогазосварщика, с которой не расстается и по сей день. А еще - это человек, влюбленный в фотодело. Многие годы выезжал в пионерский лагерь руководителем фотокружка.
Участковый маркшейдер Владимир Евгеньевич Раковский трудится в СМУ-11 после окончания Московского техникума транспортного строительства, с 1 сентября 1972 года. Маркшейдерский рабочий, сменный маркшейдер, участковый - таков его путь Это ответственный и добросовестный работник, хороший специалист.
Евгений Львович Борцов, начальник участка на строительстве станции "Бульвар Дмитрия Донского", начинал свою трудовую деятельность рабочим в Тоннельном отряде №6. Затем поступил в институт. С дипломом выпускника МИИТа пришел в СМУ-11 в самом начале создания организации и долгое время работал сменным инженером, потом стал бессменным начальником участка.
Опытный специалист, он участвовал в сооружении многих станций московского метро, таких как "Улица Подбельского", "Алтуфьево", "Крылатское", "Ясенево", два года строил 13-ю секцию Гагаринской развязки Третьего транспортного кольца Москвы. И сегодня он снова - на сложном пусковом участке.
Николай Васильевич Быков - истинный профессионал, который много лет, со дня основания СМУ-11, работал бригадиром изолировщиков, причем, очень хорошим. У него в бригаде всегда было много женщин, замечательных изолировщиц. Вообще женщины лучше справляются с гидроизоляцией, чем мужчины, но когда их много, ими сложнее управлять. Тем не менее, Николай Васильевич как-то умел сдерживать эмоции в своем коллективе. У него и дома женский коллектив: жена, две дочери, внучки.
Сейчас, с возрастом, Николай Васильевич оставил бригаду. На строительстве станции "Бульвар Дмитрия Донского" ему поручено самое ответственное дело - распасовка грузов под козловым краном. Там, где сотни подрядчиков и один грузоподъемный механизм на весь станционный комплекс, с такой задачей может справиться только умный, опытный человек, умеющий так спланировать работу, чтобы не гонять зря технику, а точно в нужное время и в нужное место подать необходимый груз. Именно этими вопросами занимается Николай Васильевич на главном участке СМУ-11.

Размышления о прошлом и настоящем

На снимках (вверху): звено Сергея Комахина, заканчивающее сейчас монтаж СТП на станции "Бульвар Дмитрия Донского". Слева направо Ю.Ходоков, В.Джекаев, Н.Уханов, С.Комахин, А.Родичев.
На втором снимке основа комплексной бригады С.Белякова. Слева направо: Виктор Подгузов, Юрий Жуков и Юрий Ходаков, Алексей Жилин, Сергей Беляков, горный мастер Виктор Иванович Киселев работавший еще в СУ-702, дипломированный инженер ПГС - он строил дома на Химушина, был сменным начальником участка, освоил горное дело. За ним стоят Александр Артемчик, Владимир Клейменов, звеньевой Александр Шукшин и арматурщик Сергеи Шальнев. Все они - прекрасные проходчики, и кроме того, освоили еще многие специальности которыми владеют с особым мастерством.

Реанимация

Наступившее столетие обрушило на СМУ-11 такие удары, от которых выстоять суждено было только жизнеспособному коллективу. Напрочь лишенная финансирования станция "Бульвар Дмитрия Донского" еще не скоро начнет оживать, приняв на себя последствия дефолта - неведомой ранее болезни переходного периода.
И, наконец, когда открылось финансирование станционного комплекса, пришло время поставить обдуваемый ветрами каркас на реанимацию. Началась неблагодарная работа по освобождению объекта от хлама и молодой поросли, от притока грунтовых вод...
Но, как говорится, беда не приходит одна. Наехала внушительная московская фирма домостроителей и в мгновение ока (после нескольких предупреждений о новом владельце земли), круша и корежа, "по-стахановски" снесла нашу гордость - один из лучших мехцехов Метростроя. Надо было спешно вывозить оставшееся "в живых" оборудование, многие тонны материалов, чтобы снизить неизбежные потери. "Останки" разрушенного мехцеха перекочевали на площадку строящейся станции. Спасибо дальновидному С.В.Марушкевичу за ранее построенный неказистый, но спасительный мини-душкомбинат. Стройплощадка, заполненная до предела, постепенно приводилась в божеский вид, обрастала необходимыми службами. Но потеря мехцеха еще долго будет лихорадить СМУ-11.
Сергею Сергеевичу Уханову еще в оные времена удалось добыть металлокаркас будущего мехцеха, и в довольно короткое время этот мини-завод получил заслуженное признание металлистов. Казалось, что городские власти хоть как-то заступятся за нас. Напротив, все подчинялось законам рыночной экономики: улица застраивалась коммерческими домами, а этим сказано все.
Станция тем временем начала принимать бетон. Но лоток сопротивлялся. Проходчики по пояс в глинистой пульпе в одиночку боролись с водой. И это тоже - реанимация, поскольку водопониженцы, подобно второму фронту, пришли, когда проходчики по существу уже выиграли сражение.
А до этого все попавшие в дефолт подразделения трудились на любимом детище мэра Москвы - Третьем транспортном кольце, где столкнулись с новейшими техническими условиями, довольно жесткими для нашего преотсталого опыта. Надо было выдержать и этот прессинг, и те, кто выдержал, не сбежал, одержали победу над собой. Искушение рублем, пожалуй, самое сильное испытание, но есть еще чувство трудовой семьи, хотя это определение в последние годы изрядно обветшало.
Один мой давний приятель перекочевал в Трансмонолит и - счастлив. Оценка его труда - 14 тысяч Нельзя упрекать рабочего человека в стремлении заработать. Но не надо забывать о бесплатной квартире, о многочисленных поездках за рубеж и, наконец, о профессии, которую дал Метрострой. Надо признать, что потеря наших трудовых кадров еще заявит о себе.
Но две проходческие бригады держатся. И станция в конструкции построена. Конечно, дел там еще невпроворот. Но когда я встречаюсь с бывшим начальником участка Вячеславом Гурдысовым, мне по-отцовски хочется обнять его. Он, как спутник, попал в затененную полосу, а это случается на Метрострое.

Почему не прижился бригадный подряд?

Два ветерана, два бригадира проходчиков, два Сергея - Беляков и Комахин - с бригадами одолевают каждый свои бастионы, а сроки поджимают.
Сергей Федорович Беляков еще с "Тушинской" прошел все ипостаси метростроения и за все эти тридцать лет не может понять, почему наши станции заведомо убыточны. Он вспоминает опытные хозрасчетные бригады на строительстве "Коньково".
- Толково было, а? До бригады доводились конкретные объемы, стоимость выполняемых работ. Почему не прижился бригадный подряд?
На этот вопрос мог бы ответить нормировщик того периода В.М.Захаров, который усмотрел нецелесообразность бригадного подряда из-за перерасхода материалов. И отбыл на повышение.
Прибыл однажды на строительство станции "Коньково" лектор от горкома партии - профессор МГУ. Его посещение совпало с политикой "ускорения", о которой ходило немало анекдотов. Лекция обещала быть интересной, но народ не спешил. Рабочий класс в это время перекусывал. Постепенно подошли строители Спрашивают у ученого товарища, как понимать "ускорение"-больше напрягаться? Сломаешься.
- Нет, - объясняет лектор. - Для начала надо сделать рабочего человека совладельцем государственной собственности. Понятно?
Молчание. Что за народ? Не воспринимают политику партии. Когда все разошлись, я осторожно заметил лектору:
- Помните, у Ленина: "Идея, овладевшая массами, становится материальной силой"?
- Перед лекцией ваш руководитель, - откликнулся профессор, - водил меня по стройке, Захватывающее зрелище! Показывал комплексную хозрасчетную бригаду. Это очень любопытно. Люди знают, за что работают, и вся прибыль принадлежит тем, кто сэкономил.

...Евтихин стоял у бровки котлована. Был напряженный момент. Впервые испытывалась бетонировка свода. Впервые после первой заходки, когда бетон, прочно схватившись с арматурой, должен был освободиться от металлической рубашки опалубки, необходимо было оторвать ее, передвинуть на следующую заходку. Рабочие вращали штурвальчики механизма отрыва, но опалубка будто срослась со сводом. Евтихин стоял, не шевелясь. Весь напряжение. И в этот момент из котлована раздался глухой с треском щелчок, и опалубка с грохотом опустилась.
- Все. Станция построена, - с облегчением выдохнул начальник СМУ, убежденный, что именно этот момент был той счастливой минутой кульминации, за которой следует ясное планомерное сооружение объекта.
Отошел от бровки котлована, размышляя на ходу.
- Водил я сегодня лектора горкомовского, показывал наши бригады. Понравилось ему. Говорит "Если с бригад снять вериги, дать больше экономической свободы..."
"Позвольте, - возражаю ему, - мы введем рабочую демократию на производстве, а персональную ответственность за судьбу стройки буду нести я?"
Наступило молчание.
- На таком строительстве, которое ведет Метрострой, может действовать только принцип единоначалия, разумеется, под контролем соответствующих организаций.
Евтихин малость слукавил. Любые формы контроля непомерно раздражали нашего руководителя.
- Главное в нашей работе - это организация производства, - утверждал Евтихин. - Без этого фактора в годы минувшей войны наш тыл проиграл бы перед армией.
Теперь, когда все производство преобразовалось в акционерные общества, в бригадах ничто не изменилось. Все замыкается на прежних поднадоевших лозунгах об эффективности производства. Но ведь есть и сейчас "эффективные" СМУ? Почему бы не сделать сравнительный экономический анализ двух смежных организаций?
На участке только и слышишь когда будет зарплата? Вопрос этот насущный. С.С.Уханов терпеливо (иногда раздраженно) в который раз объясняет сложный механизм начисления зарплаты.

"Тушинская"

На фоне нехватки рабочей силы появилась новая формация - вахтовики. О, нет, это не те лимитчики, на которых держался Метрострой. Лимитчики с годами становились полноправными гражданами Москвы. Кто-то приклеил им презренное "лимита", но молодые парни из тридцати (!) областей России и почти всех республик, объединившись в молодежные бригады, строили свою перспективу без оглядки, обрастали семьями детьми, превращались в москвичей. Но и незаметно для себя становились звеньевыми, бригадирами, инженерами. И чем дальше мы уходим вперед, тем значительнее представляются наши истоки.
Ивана Газина позвал на "Тушинскую" Казимир Станиславович Янчевский. Иван Сергеевич величает Янчевского не иначе как великим инженером Метростроя. Вместе со своими помощниками он выпестовал в СМУ-11 коллектив. Это было труднее, чем выбрать до отметки тяжелейшую тушинскую породу.
- Очень сложная по геологии досталась нам станция, - вспоминает И.С.Газин. - Порода тяжелая... Нахлебались мы там грязи. Народ молодой, неопытный, не понимали, что такое бетон. Сам обучал их креплению и другим приемам. Фактически был заместителем Евтихина, когда тот болел. У меня было 230 строителей. Надо всех развести по рабочим местам, а дальше распоряжались бригадиры. Алексей Иванович Нагорнев был первым наставником у нынешнего ветерана Сергея Федоровича Белякова в бригаде плотников. Бригадиром и наставником проходчиков был Анатолий Николаевич Федченков. Обучал девушек и возглавлял бригаду штукатуров-маляров Евгений Юденич. Знатный был штукатур, многим передал свое мастерство. Кстати, в послевоенные годы в отделке всех престижных помещений Москвы принимали участие метростроевские специалисты. Нынче это называют "евроремонт".
Этот бесценный опыт утрачивается, уходит в небытие.
Сергей Беляков в те годы отличался старательностью, сообразительностью. И когда организовывалась школа бригадиров при нашей Техшколе, его направили туда и не ошиблись.
Трудовой коллектив строил станцию а станция строила коллектив. Эта формула применима лишь в тех случаях, когда каждый человек на виду, когда вокруг царит атмосфера свободного труда без грубого насилия и окриков.
Да Янчевский в воспоминаниях ветеранов был отличным организатором производства, но он не был "добреньким", не мог терпеть разгильдяйства, и кое-кто распрощался с Москвой, не уразумев что такое Метрострой. Янчевский в первую очередь был требователен к себе. О его честности, доходящей до щепетильности, знали все, и это прибавляло вес нашему руководителю.
Вспоминается курьезный эпизод. По дороге на "Тушинскую" Янчевский просит своего водителя Васю Басова остановиться у хозмага, чтобы купить горстку гвоздиков. Говорю: "У меня этих гвоздиков для стендов полный ящик стоит". "Хорошо, я подумаю", - неопределенно буркнул в ответ и не проронил больше ни слова А на следующий день взгрел снабженцев за бесхозяйственность. Может быть его считали в чем-то чудаковатым альтруистом, но он прошел большую - в высоком смысле - метростроевскую школу, и не мог быть иным человеком.

Карта Янчевского

Время - быстротечно. Давно ли наше СМУ именовалось комсомольско-молодежным, у нас были свои футболисты, музыканты, артисты, был даже - трудно поверить - свой КВН. В то время масляковский КВН стал опальным, а у нас - действовал. В его состав входили интересные ребята - Т.Татевосян, В.Бутко, В.Брачков, Н.Суржан, В.Сосновский, Н.Русанова и другие.
Время не остановишь. Однако возникает вопрос, кому передавать трудовую эстафету? Наше СМУ исподволь превращается в пенсионерское. И одновременно - в сообщество наемных рабочих-вахтовиков. Среди них есть старательные и грамотные, они могли бы стать постоянными членами коллектива. Но для этого нужны более прочные трудовые отношения, которым мешает законодательство.
Серьезно изменилось наше общество. Почему нельзя сейчас в засорившуюся криминалом Москву пригласить достойных "дембелей"? Ведь приглашают же отслуживших в армии в структуры МВД. Мы с водой выплеснули и ребенка, а уверяем себя, что наш опыт был рутинным.
В каждой метростроевской профессии есть знак мастерства. Жизнь издревле устроена так, что опыт старших передается молодым. Это происходит в бригадах непроизвольно, как в хорошей семье. Порою самые драматичные и самые отрадные события совершаются в бригаде автономно, не выплескиваясь наружу. Это азбука производственных отношений.
Интересоваться жизнью бригад присуще руководителю, это расширяет его социальный кругозор. Я был свидетелем одной удивительной прихоти нашего Янчевского. Он повесил у себя в кабинете увеличенную карту Москвы. Заказал флажки на булавках с фамилиями бригадиров. Их тогда было более двадцати, полнокровных бригад. И Казимир Станиславович старательно крепил к карте эти флажки в районах наших объектов. Молодое СМУ-11 в ту пору почти одновременно вело строительство трех станций: сооружало "Тушинскую", выполняло начальные работы на "Медведково" и "Новогиреево". Кроме того, занималось реконструкцией завода ММЗ ГТМ (ныне АО "Метромаш"), вело отделку Минкомхоза на пристроенном этаже, возводило коттеджи в "Юном метростроевце".
Янчевский с особой старательностью крепил флажки, и когда работа была закончена, долго еще стоял у карты, размышляя о своем воинстве. Кто-то сострил: "Дислокация наших войск под Сталинградом" Янчевский и сам был востер на язык "Не дислокация, а бригадный архипелаг", - уточнил он.
Карта действительно пестрела флажками, и за этими флажками виделось движение направленное и созидательное.

Место "ссылки"

Контора СМУ-11 размещалась тогда на Маленковке в тесном цоколе жилого дома, где весь инженерно-технический состав гнездился неведомо как, безропотно исполняя свои обязанности Наше поколение сызмальства воспитывалось на преодолении трудностей во имя светлого будущего Только эта теория о "преодолении" потерпела фиаско. Янчевский, возвратившись из длительной командировки в Калькутту, где он работал консультантом по строительству ветки метро, привез множество фотографий и сделал любопытное сообщение. Мимоходом, неофициально рассказал, что жил в собственном доме у начальника СМУ, а дом был с прислугой и персональным шофером. За все этот, в общем-то заурядный инженер, мог заплатить из своей зарплаты. Это произвело на нас большое впечатление Оказывается, экскаваторщик (любой механизатор) в состоянии был нанять себе помощника и заплатить ему из собственного заработка. Неквалифицированная работа ценилась крайне низко.
Но у нас были другие преимущества. ОБХСС вкупе с партийным контролем бдительно охраняли собственность государства. На Метрострое в те годы обнаружилась тенденция теневого строительства - назовем так. Вовлекались в это "строительное" дело руководители высокого ранга. Вся эпопея закончилась на Метрострое партийными взысканиями, но кое-кого освобождали от занимаемых должностей и отправляли в "ссылку".
Для некоторых местом "ссылки" стало наше СМУ-11. Помнится, как жестоко поплатился за свои прегрешения замечательный человек и инженер Алексей Иванович Хондожко. Несмотря ни на что, его сразу полюбили в конторе, старались создать вокруг него товарищескую обстановку, Алексей Иванович поплатился партийным билетом и очень тяжело переживал. На этой почве у него открылась язва желудка, и, не дождавшись восстановления в партии, он ушел из жизни.
Метрострой не возбуждал уголовных дел в отношении своих сотоварищей. Кровожадность в этих вопросах не наблюдалась, но партия, ее народный контроль старались держать в узде желающих преступить соответствующий пункт устава о нарушении партийной этики.
Почему в нашей стране появляются подобные прецеденты? Почему в Калькутте, например, не пришло бы в голову начальнику СМУ что-то строить за счет государства? Мерилом всех бед и радостей, на мой взгляд, является достойная зарплата. Это было и остается самым уязвимым местом в политике государства.

"Бульвар Дмитрия Донского"

Ритуал изгнания злого духа усталости, обретения чистоты и свежести - прохождение через душевые кабины душкомбината. Это как бы завершение ежедневного трудового процесса на стройке. В СМУ-11 давным-давно утвердилась традиция иметь добротные душкомбинаты.
И вот наши строители, еще пахнущие свежестью воды, накануне юбилея СМУ-11 заходили в красный уголок, чтобы получить конверт с премией и значок в честь 30-летия коллектива. У ветеранов уже запепелились волосы, обозначились морщины, но это еще не признак старости Ведь возраст - не количество прожитых лет, а радость прекрасных мгновений. Юбилей - очередная веха в жизни коллектива. Сколько будет еще таких вех? В красном уголке - рукопожатия, приветствия, короткие всплески памяти. Сергей Сергеевич Уханов в тот день был приветлив и остроумен, как и подобает руководителю его ранга.
А в глубине котлована в это время неутомимо трудился кран, доставляя грузы строителям Филигранно выполняли свою работу наши надежные крановщицы Алла Звездочкина и Валентина Глушенкова. Бригада проходчиков Сергея Комахина вела работы в сердце станции - СТП. Вот где пригодился бы бригадный подряд, да время ушло для этих экспериментов.
Станция "Бульвар Дмитрия Донского" начинает прорисовываться, хорошеть, одеваясь в шелковый мрамор. Уложенные на платформу плиты теперь не засыпают опилками, их надежно предохраняет оргалит. Эта станция, нареченная именем нашего великого пращура, обогатит метрополитен, и, возможно, через десятки лет жители Северного Бутова добрым словом вспомнят наше СМУ-11, впервые воздвигнувшее подземный дворец за кольцевой автодорогой.
Леонид Муравник,
общественный корреспондент "Метростроевца".

На снимке: изолировщицы звена И.Чибисова. "Наши девушки" - так называют их в СМУ-11. Среди них есть бывшие штукатуры, маляры, каменщицы, но все они в свое время окончили курсы изолировщиц и перепрофилировались. Настолько что вряд ли на Метрострое кто-нибудь лучше них клеит гидроизоляцию. Впрочем, они как и проходчики Метростроя мастера на все руки, когда надо - шпаклюют, красят, белят, не забывают былое мастерство.
В первом ряду - Н.П.Русанова, Т.А.Кондратьева, Н.Д.Тихонова.
Во втором ряду (слева направо) -Е.С.Антонова, Е.А.Каткова, В.И.Савушкина, З.Т.Лунина, Л.М.Ермоченкова, Н.Д.Михалева, Т.П.Акуленко.
На втором снимке - панорама строительства станции "Бульвар Дмитрия Донского".

Коротко о важном

И на работе, и дома вместе

В коллективе СМУ-11 трудятся четыре семейных пары: Александр Иванович и Галина Владимировна Родичевы, Владимир Михайлович и Любовь Львовна Плешаковы, Владимир Михайлович и Елена Викторовна Степановы, Юрий Викторович и Юлия Николаевна Руденко, а также мать и дочь Кузнецовы - Раиса Ивановна и Елена Анатольевна.

Приглашает Дворец культуры

У нас - премьера!

19 мая детский мюзик-холл "Метро" приглашает всех на премьеру своего первого спектакля "Страна Вообразилия".
Художественный руководитель Владимир Куничкин.
Начало в 12 часов.

Hosted by uCoz